янв 04,2017 Categories: Своими руками

Покраска автомобиля своими руками от А до Я (Удаление старой краски)

Русский

Здравствуйте, коллеги! Почему коллеги, конечно же по тому, что как и я пробуете делать, что то своими силами. Многое мы пытаемся делать сами по двум причинам: что бы с экономить деньги, либо как говорят, "хочешь что то сделать хорошо, сделай это сам". И сегодня мы поговорим о самостоятельной покраске автомобиля, а точнее о подготовке к покраске. Покраска — дело тонкое и только четкое соблюдение всех технологических требований даст желаемый результат. Одним из таких требований является чистота обрабатываемой поверхности. Очистка поверхности — это фундамент восстановительного ремонта. 

Когда автомобиль заезжает на ремонт, первое, что нужно сделать — это тщательно очистить его от дорожной пыли, грязи и жировых загрязнений, а зимой еще и от налета соли, песка. Для этого хорошенько вымойте автомобиль теплой водой и автошампунем.

В идеале использовать для мойки аппарат высокого давления, например «Керхер». Такой аппарат позволяет эффективно бороться с загрязнениями за счет сильного напора воды (при низком расходе). Он буквально сметает грязь. Для мойки различных труднодоступных мест это вообще незаменимая вещь. На мойке мы не станем акцентировать внимание, с этой процедурой я думаю справится каждый, огласим лишь основные моменты:

Мойка

  • вода должна быть теплой, а напор — сильным;
  • для более эффективного устранения жировых загрязнений используйте автошампунь;
  • желательно не использовать тряпку, лучше — мягкую щетку или специальную губку;
  • особое внимание обратите на нижнюю часть автомобиля — там скапливается больше всего грязи;
  • после мойки тщательно высушите поверхность.

Представим, что наша поверхность готова к следующему этапу — удалению старого ЛКП, очагов коррозии и прочих дефектов.

Сегодня поговорим о:

  • зачистке небольших царапин, сколов;
  • удалении старых шпатлевочных масс, грунтов;
  • удалении ржавчины;
  • удалении антигравия;
  • зачистке сварных швов;
  • удалении липких лент;
  • выборе зернистости абразивных материалов.

Инструмент для шлифовки

Для удаления незначительных дефектов подойдет эксцентриковая ротационно-вибрационная машинка с ходом эксцентрика 5-8 мм, жесткая тарелка диаметром 115 мм и шлифовальные круги градации P80 и P150. Скорость работы — до 10 000 об./мин.

В качестве примера можно привести двуручную пневматическую машинку или электрическую Festool WTS 150/7,  шлифовальную тарелку с 7 отверстиями и шлифовальную бумагу в кругах с 7 отверстиями.

Профессиональная эксцентриковая шлифовальная машинка Festool WTS 150/7

Профессиональная эксцентриковая шлифовальная машинка Festool WTS 150/7 (ход эксцентрика 7 мм)

 

Удаление толстых слоев ЛКМ

Неизменным инструментом для шлифовки крупных повреждений и толстых слоев лакокрасочных материалов является угловая шлифовальная машинка, именуемая в народе «болгаркой».

Зачистка машинкой Festool RAS 115.04 E

Зачистка машинкой Festool RAS 115.04 E

Из материалов для данного вида работ наиболее часто используются фибровые круги: обычные и с креплением «на липучке». Это очень агрессивные материалы (градациями P036-P060), так что они без труда справятся с поставленной задачей. Но при этом нужно помнить, что слишком глубокие риски должны быть перешлифованы более мелким абразивом.

Зачистной фибровый круг siamet

Зачистной фибровый круг

Зачистные фибровые круги на липучке siatop

Зачистные фибровые круги на липучке

Рекомендуемая скорость работы кругами  — 10000 об./мин. Для кругов на липучке скорость должна быть ограничена 8000 об./мин., так как на более высоких оборотах «липучка» на краях кругов может подгорать.

Зачистной круг SCM

Зачистной круг на основе синтетических волокон SCM

Также отлично справляются с удалением толстых слоев ЛКМ специальные зачистные круги на основе синтетических волокон SCM. Благодаря своей уникальной структуре, этот материал почти не забивается частицами ЛКМ и практически не оставляет следов на металле, что позволяет избежать перешлифовки поверхности более мелкими абразивами. Так что эти круги подойдут и для устранения мелких дефектов.

Зернистость этих материалов обозначается уже буквой «K». У них есть три градации: K060 (грубая), K100 (средняя) и K150 (мелкая). Для крепления этих кругов подходит та же тарелка, что и для вышеупомянутых фибровых кругов на липучке. Скорость работы — не более 8 500 об./мин.

Прекрасно подходят для удаления старого ЛКП и зачистные лепестковые диски. Благодаря тому, что абразивные лепестки расположены веерным способом, такие диски равномерно изнашиваются и не забиваются. Они служат в 6 и более раз дольше, чем обычные круги. Cкорость работы 115-миллиметровыми дисками — до 13000 об./мин.

Зачистной лепестковый диск siaflap

Зачистной лепестковый диск 

 

Удаление ржавчины

Для борьбы с очагами коррозии тоже следует воспользоваться «болгаркой».

Из материалов лучше всего подойдут описанные выше фибровые и лепестковые круги. Если после работы этими кругами остаются поры ржавчины, дополнительно воспользуйтесь дисками SCM. Они без проблем удалят ржавчину из углублений и пор.

Это все, конечно, хорошо, но в большинстве случаев мы имеем дело с ржавчиной, которая находится в различных труднодоступных местах (на порогах, кромках, в углублениях). Наиболее удобной в этом случае будет осевая шлифовальная машинка. Там где для болгарки места слишком мало, для такой машинки может оказаться вполне достаточно.

Осевая шлифовальная машинка Rodcraft 7040

Осевая шлифовальная машинка

В тандеме с этими машинками используются специальные шлифовальные валики и маленькие зачистные круги. Скорость работы валиками — до 23000 об./мин., кругами siafix — от 15000 до 30000 об./мин. для 50-миллиметровых дисков, и 13000-27000 об./мин. для дисков диаметром 75 мм.

Шлифовальные валики

Шлифовальные валики

Как итог, маленькие размеры машинки и шлифовальных материалов обеспечивают отличный доступ к местам ремонта, а высокая скорость работ — быстрое и эффективное удаление ржавчины.

 

Удаление антигравия

Антигравийные покрытия — «головная боль» многих кузовщиков, так как большинство шлифовальных материалов быстро забиваются частицами этого покрытия из синтетического каучука. Однако на рынке все-таки есть материалы, которые помогут справиться с антигравием — специальные зачистные диски на основе объемных полимерных волокон. У фирмы Sia они называются siastrip и имеют градацию K040. У компании 3M это диски Clean & Strip.

Грубая структура таких дисков обеспечивает беспроблемное удаление старых антигравийных покрытий, при этом они почти не забиваются и меньше нагреваются. В эффективности и износойтойкости такие круги превосходят даже металлические щетки, а их размеры, форма и эластичность позволяют работать в самых неудобных и труднодоступных местах.

Зачистной круг siastrip

Зачистной круг на основе объемных полимерных волокон siastrip

 

Скорость работы дисками siastrip не должна превышать 6000 об./мин. Оптимально — 3500. Работа ведется торцевой частью круга.

 

Зачистка сварных швов

Места сварки обязательно должны быть обработаны, чтобы:

  • снять окалину, так как ни один лакокрасочный материал не имеет адгезии к ней;
  • минимизировать дальнейшие шпатлевочные работы.

Для зачистки сварных швов подойдут многие уже описанные сегодня материалы: фибровые круги, валики, лепестковые диски.

При обработке сварных швов особое внимание нужно уделить усилию, прилагаемому к «болгарке», ведь если металл пережечь, он снова покроется окалиной.

 

Удаление липких лент

Еще одна проблема с которой сталкиваются кузовщики — удаление клейких лент с поверхности (тех, на которые крепятся молдинги и эмблемы).

Круг для снятия клейких лент siarad

Круг для снятия клейких лент

Если раньше их удаляли преимущественно ручным соскабливанием, тратя на это уйму времени, нервов и не совсем цензурных выражений, то сейчас их можно быстро и качественно устранить при помощи специальных резиновых кругов в считанные минуты. Желательно работать на оборотах 2000-4000. Слишком высокие обороты и сильное вдавливание шлифмашинки могут привести к перегреву ЛКП, так что нужно быть внимательными.

Перейдем к правилам шлифования

Зачищая дефект под шпатлевание нужно помнить, что для того, чтобы шпатлевка хорошо «прижилась» на месте ремонта, мы должны уже сейчас следовать определенным правилам. Это, во-первых, выбор оптимальной зернистости абразивного материала для обработки, во-вторых, правильная обработка границ старого ЛКП.

Оптимальная зернистость абразива

Не секрет, что оптимальной для последующего нанесения шпатлевочных масс является обработка поверхности абразивом градации P80. Именно такая зернистость обеспечивает хорошее сцепление шпатлевки с поверхностью, исключая при этом вероятность проявления шлифовальных рисок в результате усадки шпатлевки.

Однако на деле это не всегда так, и слепое следование этой инструкции в некоторых случаях может сослужить плохую службу.

К этим случаям относится устранение незначительных дефектов, например небольшой царапины. Очевидно, что в этом случае мы должны использовать шлифовальную бумагу более мелкой градации, например P150.

Ведь слой шпатлевки в этом случае будет небольшим, а значит риск того, что шпатлевка «провалится» в глубокие царапины, которые потом проявятся на готовом ЛКП, возрастает. Небольшой слой шпатлевки будет успешно удерживаться на поверхности за счет риски, созданной более мелким абразивным материалом, поэтому работа грубыми материалами (такими как P80) здесь не уместна.

В остальных случаях главное помнить, что самый толстый слой шпатлевки наносится лишь в центре дефекта, а чем ближе к краям зашпатлеванного участка, тем слой шпатлевки становится тоньше. Поэтому периферийные участки также следует обрабатывать абразивом градации P150.

Выбор градации шлифовального материала

Выбор градации шлифовального материала при подготовке под шпатлевание

Обработка границ старого ЛКП

Способ обработки границ старого ЛКП также может оказать весьма сильное влияние на усадку шатлевки и проявление зашпатлеванного места.

Давайте посмотрим, как поведет себя шпатлевка в двух разных случаях: на плавном скосе старого покрытия (а) и на резком обрыве (б).

Обработка границ старого ЛКП

Обработка границ старого ЛКП: a) плавный скос: б) резкий обрыв

Для качественных полиэфирных шпатлевок характерна усадка примерно на 2%. Стало быть в первом случае усадка шпатлевки на границе с нешпатлеванным местом составит всего 2 микрона (т.е. 2% от 100 микрон), во втором — уже все 20 микрон (2% от 1 мм). Поэтому при обработке стремитесь сделать границы старого ЛКП максимально плавными.

plavnost-perehoda

При шлифовании поверхностей, которые ранее уже подвергались ремонту и имеют на себе толстые слои шпатлевочных масс, главной задачей будет добраться до надежного слоя покрытия. Ведь в результате повреждения и деформации элемента, эластичный металл мог потерять сцепление с неэластичной шпатлевкой. Видимых признаков этого иногда может и не прослеживаться, однако после того, как начинаешь шлифовать, вся эта подноготная (трещины, отслоения шпатлевки) обнаруживается.

Итак, наша поверхность зашлифована, очаги коррозии и непригодное ЛКП удалены. Можно плавно приступать к шпатлеванию, чем и займемся в следующий раз. А на сегодня все. До встречи!