мар 17,2017 Categories: Своими руками

Покраска Автомобиля Своими Руками От А До Я (Настройка краскопульта)

Русский

Здравствуйте, друзья. В прошлый раз мы приготовили наш лакокрасочный материал, довели его до необходимой рабочей вязкости, отфильтровали и залили в краскопульт. Но прежде чем первые капли краски коснутся поверхности, нам нужно убедиться в корректности настроек окрасочного пистолета. Ведь как бы безупречно не была выполнена подготовка поверхности, качественной покраски не получится, если распыление лакокрасочного материала идет неравномерно.

 

Сегодня вы узнаете:

  • с помощью каких регуляторов осуществляется настройка;
  • краскопульты каких систем наиболее предпочтительны для покраски;
  • как отрегулировать входное давление на краскопульте;
  • как проверить корректность регулировок краскопульта;
  • факел какой ширины использовать при покраске;
  • какая подача краски оптимальна;
  • сопла какого диаметра для каких материалов использовать.

Взяв в руки любой окрасочный пистолет, вы увидите на его корпусе несколько регулировочных винтов. Первый, самый верхний (на некоторых краскопультах, как например у SATA, может располагаться сбоку), отвечает за размер окрасочного факела. Второй регулирует начальное положение иглы и отвечает за количество подаваемого материала. На многих краскопультах присутствует еще и третий винт, с помощью которого регулируется подача воздуха на входе. Как правило, он располагается на рукоятке пистолета. У SATA этот винт находится под винтом регулировки подачи материала.

Все эти параметры являются звеньями одной цепи. Они находятся во взаимосвязи и при правильной регулировке позволяют получить широкий, равномерный окрасочный факел и такое же, равномерное распределение лакокрасочного материала по поверхности. Собственно, к достижению при помощью регуляторов правильного соотношения «воздух — материал», и сводится вся настройка краскопульта.

Устройство краскопульта SATA

Устройство краскопульта SATA

Регуляторы на корпусе краскопульта SATA

Регуляторы на корпусе краскопульта

Система окрасочного пистолета

На сегодняшний день наиболее прогрессивными, экономичными и удовлетворяющими экологическим нормам являются окрасочные пистолеты систем:

  • HVLP (high volume low pressure — потребляющие большой объем сжатого воздуха с низким давлением на выходе);
  • LVLP (low volume low pressure — низкий объем сжатого воздуха и низкое давление на выходе).

О едином названии пистолетов системы LVLP производителям договориться не удалось, поэтому называют они их каждый по-своему. У Anest Iwata это LPH, у DeVilbiss — Trans Tech, у SATA — RP.

Если мы возьмем традиционные конвенциональные распылители, мы отлично знаем, что эти пистолеты работают при высоком входном давлении — 3-4 атм. Причем давление на входе у этих пистолетов примерно равно давлению на выходе, поэтому по подключенному к рукоятке манометру мы могли видеть, по сути, давление распыления (именно поэтому такую систему называют еще «прямой»).

Краскопульты системы HVLP (high volume low pressure — высокий объем, низкое давление), которые пришли на смену конвенциональным, работают на низком давлении — примерно 2 атм на входе и максимум 0,7 атм на выходе.

При чем, если мы говорим о качественном и абсолютно исправном пистолете, его устройство таково, что если мы отрегулируем входное давление, выставив на манометре 2 атм, то на выходе гарантированно получим наши 0,7 атм.

Указанный предел обусловлен в первую очередь экологическими требованиями — он является попыткой ограничить выброс в атмосферу органических растворителей при распылении. Низкое давление на выходе значительно снижает степень «туманообразования» и обеспечивает высокий коэффициент переноса ЛКМ на поверхность, который достигает 65% (по сравнению с 30-35% у конвенциональных распылителей).

Краскопульты системы LVLP (low volume low pressure — низкий объем, низкое давление) — это еще более экономичные и технологичные инструменты, в которых удалось совместить преимущества и конвенциональной, и HVLP-систем. А именно — низкий расход воздуха и высокий коэффициент переноса материала (более 65%).

На входе в пистолет LVLP-системы мы имеем порядка 1,6-2 атм., на выходе — 0,7-1,2 атм.

Вообще, наиболее точно определить давление на выходе можно с помощью специальной тестовой воздушной головки, которая имеет на себе два манометра, измеряющих давление в центральном и боковом каналах.

Тестовая головка для контроля выходного давления

Тестовая головка для контроля выходного давления

Однако такие головки используются очень редко. В комплект к распылителям они не входят, поэтому давление на выходе регулируется косвенно по величине давления на входе. Так что основной применяемой настройкой краскопульта является именно давление на входе. С его установки и нужно начинать настройку краскопульта.

Подробнее о характеристиках, отличиях и особенностях применения тех или иных окрасочных пистолетов мы скоро поговорим в отдельной статье.

Как настроить давление на входе в краскопульт

Это нормируемая и рекомендуемая заводом-изготовителем величина, которая обязательно указывается в технической документации к окрасочному пистолету. Как было сказано выше, для конвенциональных пистолетов входное давление составляет 3-4 атм, для пистолетов системы HVLP и LVLP, в зависимости от модели и производителя, данная величина может варьироваться в пределах 1,5-2,5 атм.

Повторюсь, что любой окрасочный пистолет заслуживающего доверия производителя всегда сопровождается специальной технической литературой, где в разделе технических характеристик указываются основные параметры, соблюдение которых обеспечивает максимально равномерный по всей ширине факел.

Например, вот вырезка из паспорта к пистолету SATAjet 4000 B:

Вырезка из технички SATA

Настраивается входное давление достаточно просто — с помощью манометра-регулятора, установленного на входе к пульверизатору или встроенного манометра, если ваш краскопульт обладает таковым. При этом нужно помнить, что если курок отпущен, манометр отображает давление в воздушной магистрали, поэтому реальное динамическое входное давление мы можем узнать толькопри нажатом курке.

Настройка входного давления с помощью манометра-регулятора

Итак, открываем полностью винты регулировки подачи воздуха и размера факела. Подача краски пока роли не играет. Затем нажимаем на курок и, вращая регулировочный винт на манометре, устанавливаем рекомендованное входное давление.

Регулировка входного давления

Основной способ. Регулировка входного давления по подключенному к ручке пистолета манометру с регулятором воздуха. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем рекомендованное давление на манометре.

Если пистолет оборудован встроенным манометром

SATAjet 4000 B RP Digital со встроенным цифровым манометром

SATAjet 4000 B RP Digital со встроенным цифровым манометром

Если пистолет оборудован встроенным манометром

Если пистолет оборудован встроенным манометром. 1. Полностью открываем регулятор факела. 2. Нажимаем на курок. 3. Устанавливаем рекомендуемое давление, вращая регулятор подачи воздуха на краскопульте.

Если манометр без регулятора

Если манометр без регулятора

Если манометр без регулятора. 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Вращая регулировочный винт на редукторе компрессора, устанавливаем рекомендованное  давление.

Если манометра нет вообще. Наименее точный способ

Если же ваш пистолет не оборудован никакими измерительными приборами, очень грубо и приблизительно можно установить давление на редукторе компрессора, учитывая, что где-то 0,6 атм. теряется при длине шланга 10 м и его внутреннем диаметре 9 мм. Поэтому устанавливаем давление так, чтобы на 10 м шланга давление на редукторе компрессора было на 0,6 атм выше рекомендованного входного давления пистолета.

Если манометра нет вообще. Наименее точный способ!

Если манометра нет вообще. Наименее точный способ! 1. Полностью открываем подачу воздуха. 2. Полностью открываем регулятор ширины факела. 3. Нажимаем на курок. 4. Устанавливаем давление на редукторе так, чтобы на 10 м шланга (внутренний диаметр 9 мм), на редукторе было на 0,6 бар больше рекомендованного входного давления пистолета.

После того, как давление установлено, заливаем в бачок эмаль или лак стандартной вязкости, полностью открываем подачу краски и на какой-нибудь тестовой поверхности проверяем форму и равномерность окрасочного факела (об этом чуть ниже). Если все хорошо, факел краскопульта будет широким и равномерным, что и требуется нам для качественной покраски.

Конечно, в зависимости от вязкости того или иного лакокрасочного материала, регулировка входного давления может незначительно отклоняться. Главным критерием настройки всегда остается правильность формы и равномерность отпечатка факела краскопульта. Не забывайте также, что сопло краскопульта должно соответствовать вязкости распыляемого материала.

Контроль входного давления перед началом любых покрасочных работ необходимо взять за правило.

Если рекомендованное входное давление неизвестно

Если же у вас пистолет «no name» и вам неизвестны ни рекомендации по его настройке, ни тип, ни даже марка, настроить рабочее давление можно опытным путем, изначально ориентируясь по отпечатку факела.

Заливаем в бачок эмаль или лак стандартной вязкости, полностью открываем регулятор подачи воздуха, ширины факела и подачи краски, и подбираем давление, вращая регулятор на манометре, пока не получим максимально равномерный отпечаток факела на расстоянии до тестовой поверхности около 15 см. Зафиксированное при оптимальном отпечатке факела давление и будет искомым рабочим давлением на входе.

Допустим, вы купили HVLP-пистолет и его система действительно достоверна: он имеет широкий, равномерный факел и высокую производительность при входном давлении ± 2 атм. Обычно так оно и есть, если у вас в руках качественное профессиональное оборудование.

Но если это купленный где-то на рынке дешевый краскопульт с единственной «маркой» «HVLP» или «Professional» во всю рукоять, зафиксированное при более-менее равномерном факеле давление может достигать и 4, и 5 атм. Качественно разложить таким пистолетом «металлик» бывает практически нереально.

Тестируем краскопульт

Существует три простых теста, позволяющих оценить корректность регулировок краскопульта и равномерность распыления лакокрасочного материала:

  • тест правильности формы отпечатка факела;
  • тест на равномерность распределения краски в факеле;
  • тест на качество распыления.

Основным из них является первый, с него и начнем.

Тест правильности формы отпечатка факела

Для тестового напыления подойдет кусок картона или бумаги, прикрепленный к стене скотчем. Держим распылитель на рекомендуемом для его типа расстоянии от тестовой поверхности (20-25 см для конвенциональных распылителей, 10-15 см для HVLP, 15-20 см для RP/LVLP) и жмем на спусковой крючок, пока не увидим хорошо очерченный отпечаток факела (1-2 секунды). Полученный отпечаток — это так называемое пятно распыла. По его форме мы можем судить об исправности и правильности регулировок краскопульта.

Тест-напыл

При полной работоспособности и правильной регулировке окрасочного пистолета, распыляемый факел оставляет на окрашиваемой поверхности ровный, без каких либо выступов и впадин след, по форме представляющий вытянутый эллипс или прямоугольник со скругленными краями. Его боковые стороны ровные, а лакокрасочный материал равномерно распределен по всей площади пятна.

Правильная и неправильные формы факела

Если же процесс распыления идет некорректно и в форме факела наблюдаются какие-либо отклонения, прежде всего не стоит впадать в панику — зачастую причиной этого является несбалансированное соотношение подачи воздуха к подаче краски. Попробуйте уменьшить подачу материала, ввернув винт не более чем на один оборот, и повторите тест.

При этом менять регулировки ширина факела в основном не нужно. Допускается лишь небольшая корректировка формы факела в сторону уменьшения для оптимизации его плотности.

Причины некорректного распыления могут быть и посерьезнее, например засорение или повреждение воздушной головки, сопла.

Главное отличие настройки конвенциональных и HVLP/LVLP-краскопультов заключается в том, что у конвенциональных при превышении допустимого значения подачи материала факел уплотняется к центру, а у остальных он стремится приобрести гантелеобразную форму, то есть материал концентрируется ближе к краям факела. Практически такая же картина наблюдается и при превышении рекомендованного давления воздуха: основной материал устремляется к краям, а центр размыт.

Тест на равномерность распределения краски в факеле

Разворачиваем воздушную головку или весь краскопульт так, чтобы отпечаток факела стал горизонтальным. Нажимаем на спусковой крючок и распыляем материал до тех пор, пока краска не начнет стекать вниз ручейками. Наблюдая за скоростью течения этих ручейков и расстоянием между ними, мы можем сделать выводы о равномерности или наоборот, неравномерности распределения краски в факеле.

Тест на равномерность распределения краски в факеле

Тест на равномерность распределения краски в факеле

Для качественной и эффективной окраски материал должен распределяться равномерно или с незначительной концентрацией в центральной части факела. Вот образцы с равномерным и неравномерным распределением краски в факеле:

Равномерность распределения краски в факеле

Также нужно помнить, что существуют специальные воздушные головки, специально распыляющие материал с высокой концентрацией в центре факела.

Тест на качество распыления

Чтобы окончательно убедиться, что наш пистолет наносит лакокрасочный материал равномерно, проведем еще один, последний тест, имитирующий, собственно, сам процесс окраски. Вдоль тестовой поверхности на рекомендуемом расстоянии и с равномерной постоянной скоростью проводим включенным распылителем. Размеры капель краски в полученной полосе могут нам кое-что сказать.

Тест на качество распыления

Тест на качество распыления

Во-первых, не нужно пытаться добиться очень мелких капелек одинакового размера. Размер капель зависит как от давления распыления, так и от степени помола пигмента. Поэтому равномерное распределение по отпечатку более мелких капель, чем остальные, можно считать нормальным. Также нормально, когда от центра отпечатка к верхней и нижней его части размер капель слегка уменьшается.

Помните, что для достижения качественного распыления следует использовать минимально необходимое давление. Слишком большое давление приведет к повышенной степени туманообразования, перерасходу материала и чрезмерно «сухому» шероховатому покрытию.

Размер факела при окраске

Наибольшая эффективность окраски достигается при работе с факелом максимального размера. Чем шире и равномернее факел, тем равномернее будет распределена по поверхности краска при меньшем количестве проходов. Конечно, в некоторых случаях, например при частичном ремонте, покраске различных мелких деталей, труднодоступных мест и т.д., размер факела, подачу краски и входное давление можно варьировать исходя из необходимости на ваше усмотрение. Но в основном, повторюсь, регулировочный винт размера окрасочного факела должен быть открыт максимально.

Помните, что максимальный размер факела можно получить только при достаточной подаче ЛКМ.

Подача краски

Опять же, если речь идет о стандартных ремонтах, покраске кузова или отдельных деталей целиком, подачу лакокрасочного материала рекомендуется открывать полностью. На большинстве краскопультов максимальная подача краски идет при 3-4 оборотах регулятора, сопло при этом максимально открыто.

Установить максимальную подачу материала можно и так: сначала до конца выкручиваем винт подачи, а затем вворачиваем его обратно на полтора-два оборота.

Кстати, при полностью открытой подаче краски обеспечивается наименьший износ сопла и иглы краскопульта.

Диаметр сопла

Диаметр сопла (дюзы) подбирается в зависимости от вязкости лакокрасочного материала. Чем он гуще, тем диаметр сопла больше. Каждый производитель лакокрасочных материалов четко указывает, какая дюза для какого материала и какого вида выполняемых работ должна использоваться. Как правило, это следующие значения:

  • базовые эмали — 1,3-1,4 мм;
  • акриловые эмали и прозрачные лаки — 1,4-1,5 мм;
  • жидкие первичные грунты — 1,3-1,5 мм;
  • грунты-наполнители — 1,5-2 мм;
  • жидкие шпатлевки — 2-3 мм;
  • антигравийные покрытия — 6 мм (специальный распылитель антиграв. материалов).

Диаметр сопла весьма существенно влияет на количество пропускаемой краски, ее расход. Например, залить лаком большой капот с дюзой 1,3 мм будет довольно-таки проблематично. Даже если подачу краски открыть на полную, пропускной способности с такой дюзой для материала такой вязкости явно будет маловато. Через дюзу 1,5 мм, при прочих равных, лакокрасочного материала проистекает уже на треть больше, чем через дюзу 1,3 мм.

А вообще, разбег в значениях определен не только производителем краскопультов, но и привычками маляра. Ведь кто-то любит наносить «тонко», а кто-то привык «заливать».

Конечно, в идеале, под каждый распыляемый материал лучше иметь отдельный пистолет: под грунты свой, под базы свой, под одноцветные эмали и лаки свой. Некоторые мастера в арсенале держат еще и мини-распылитель для мелкого ремонта. Искренне желаю вам достичь такой же свободы выбора.

Резюме

  • При полной окраске кузова и окраске отдельных деталей, правильной настройкой краскопульта считается такая, при которой полностью открыты регуляторы воздушного потока, подачи краски и ширины факела, и при нажатом курке установлено рекомендованное давление на входе в краскопульт. При этом отпечаток факела должен быть максимально равномерным, без каких-либо изъянов и геометрических смещений.
  • При частичной покраске, покраске небольших деталей и труднодоступных мест, ширину факела, подачу материала и входное давление можно варьировать исходя из ситуации. Главным критерием всегда остается правильность формы и равномерность отпечатка факела.
  • Рекомендованное входное давление в зависимости от модели и производителя краскопульта варьируется в пределах: 3-4 атм для конвенциональных распылителей и 1,5-2,5 атм для HVLP и LVLP (RP, Trans Tech). Точные рекомендации смотрите в документации к краскопульту.
  • Если рекомендованное входное давление неизвестно, оно подбирается опытным путем до получения максимально равномерного отпечатка факела (при полностью открытых всех регуляторах на корпусе краскопульта).
  • Сопло краскопульта должно соответствовать вязкости распыляемого материала.

Тестовые напылы

Тестовые напылы

Формы отпечатков факела (в зависимости от типа воздушной головки) и их эффективность в том или ином случае

 

Формы отпечатков факела

Ну вот, теперь мы и краскопульт умеем настраивать. Не забывайте проделывать этот несложный «ритуал» перед началом любых окрасочных работ. Теперь пришло время в полной мере овладеть искусством покраски и освоить технику нанесения ЛКМ. Об этом мы поговорим уже в следующей статье. До встречи там!